Бриг Меркурий

Двухмачтовый парусный военный корабль Меркурий
Бриг «Меркурий» - 18-пушечный двухмачтовый парусный военный корабль.
Был заложен в Севастополе 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7(19) мая 1820 года.

Увековечил своё имя победой в неравном бою с двумя турецкими кораблями 14 мая 1829 года, за что был награждён кормовым Георгиевским флагом.

 

 

Постройка корабля

Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской верфи известным корабельным мастером подполковником Корпуса корабельных инженеров Иваном Яковлевичем Осмининым.
Судно предназначалось специально для охраны Кавказского побережья, несения дозорной службы и разведки. В качестве материала для постройки «Меркурия» был выбран крепкий крымский дуб. После окончания постройки «Меркурий» вошёл в состав 32-го флотского экипажа.

Своё имя бриг получил в честь катера «Меркурий», отличившегося во время Русско-шведской войны 1788 - 1790 годов под командованием капитан-лейтенанта Р. В. Кроуна.
Этот катер 29 апреля 1789 года атаковал и сумел захватить в плен шведский 12-пушечный тендер «Снапоп», а менее, чем через месяц, 21 мая, пленил 44-пушечный фрегат «Венус». Кроун был награждён Екатериной II орденом Святого Георгия 4-й степени, произведён в следующий чин и получил пожизненную пенсию.

 

 

Описание

Будучи бригом, судно имело две мачты (фок и грот), каждая из которых несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса: фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте.
Так же на грот-мачте имелся гафельный парус, улучшающий маневренность.
На штагах располагались стаксели (грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель) и кливер. Кроме того, имелись лисели, применяемые на полных курсах. Нос брига украшала фигура бога Меркурия.
Носовая фигура была поясной, хотя на изначальных чертежах Осминина предполагалось изображение фигуры в полный рост.

 

 

Вооружение

Вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад для ближнего боя и двух переносных пушек меньшего калибра, имевших больший радиус действия.
При необходимости пушки можно было использовать как в качестве ретирадных в портах гакоборта, так и в качестве погонных в носовых портах, то есть, они могли применяться и при отступлении, и при преследовании противника. Карронады были установлены на верхней палубе, причём орудийные порты не закрывались, так как через них осуществлялся сток воды, попадающей на палубу.

 

 

Отличительные особенности

«Меркурий» отличался от других бригов русского флота меньшей осадкой и оснащением вёслами (по семь вёсел с каждого борта). Гребли этими вёслами стоя. Из-за меньшей осадки бриг имел и меньшую глубину интрюма, что ухудшало его ходовые качества.
«Меркурий» был крепким кораблём, но несколько тяжёлым на ходу. Бриг был устойчив и хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел.

 

 

История службы корабля

В 1820—1827 годах «Меркурий» находился в плаваниях по Чёрному морю, занимаясь боевой подготовкой и выполняя отдельные приказания командования. В кампании 1827 года бриг крейсировал у берегов Абхазии, успешно борясь с судами контрабандистов.

С началом русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов «Меркурий» участвовал во взятии Черноморским флотом крепостей Анапа, Варна, Инада, Бургас, Сизополь. 9 мая 1828 года вместе с бригом «Ганимед» принимал участие в захвате у Геленджика двух турецких транспортов, перевозящих войска, после чего отконвоировал их в Сизополь.
В 1828 году бриг «Меркурий» участвовал в конвоировании русских транспортов.

14 (26) мая 1829 года бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского принял неравный й с двумя турецкими кораблями, из которого вышел победителем, продемонстрировав силу духа и мастерство экипажа.

Получив сильные повреждения, «Меркурий» не принимал участия в дальнейших военных походах 1830 - 1831 годов, а с 1832 по 1836 находился в Севастопольском адмиралтействе на капитальном ремонте .

В кампаниях 1837 - 1839 годов бриг участвовал в высадках десантов на кавказском побережье, а в 1840 - 1843 годах крейсировал у берегов Кавказа. В 1851 - 1852 годов «Меркурий» находился в практическом плавании в составе первой эскадры 4-й флотской дивизии.

В 1853 году бриг вновь курсировал у восточных берегов Чёрного моря в составе отряда контр-адмирала Фёдора Михайловича Новосильского, который, будучи лейтенантом, принимал участие в бое брига с турецкими кораблями.

Во время обороны Севастополя в 1855 году корпус «Меркурия» использовался в качестве понтона при наведении моста через Южную бухту, а в 1856 году его отбуксировали в Николаев, где некоторое время использовали в качестве плавучего склада.

9 ноября 1857 года приказом генерал-адмирала № 180 бриг «Меркурий» по причине крайней ветхости был исключён из списков флота и разобран.

 

 

Капитаны брига

Бригом «Меркурий» за 34 года службы командовало тринадцать капитанов:

1. 1820 - 1821 капитан-лейтенант Головин Иван Максимович.

2. 1821 - 1822 капитан-лейтенант Мельников Лука Андреевич.

3. 1822 - 1826 капитан-лейтенант Конотопцев Аристарх Григорьевич.

4. 1826 - 1828 капитан-лейтенант Стройников Семён Михайлович.

5. 1829 г по 30 мая 1829 г капитан-лейтенант Казарский Александр Иванович.

6. 1829 - 1930 лейтенант Рогуля Алексей Иванович.

7. 1830 - 1831 капитан-лейтенант Панютин Мефодий Петрович.

8. 1835 - 1838 капитан-лейтенант Новосильский Федор Михайлович.

9. 1838 - 1840 капитан-лейтенант Вульф Николай Павлович.

10. 1840 - 1848 капитан-лейтенант Казарский Николай Иванович (брат Александра Ивановича Казарского).

11. 1849 - 1850 лейтенант Макухин Николай Павлович.

12. 1850 - 1851 капитан-лейтенант Каландс Николай Егорович.

13. 1852 - 1853 капитан-лейтенант Явленский Константин Яковлевич.

 

 

Бой брига с турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей»

Победа брига «Меркурий» в бою с двумя турецкими линейными кораблями - один из ярчайшах эпизодов русско-турецкой войны, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков.
Данный эпизод получил широкую огласку - экипаж и сам корабль были щедро награждены. Отчасти широкую пропаганду подвига брига можно объяснить желанием затушевать произошедшуюю двумя днями ранее позорную сдачу без боя фрегата «Рафаил».

 

 

Команда брига по состоянию на май 1829 года

На май 1829 года численность команды брига «Меркурий» составляла 115 человек, среди них:

Офицеров - 5

Квартирмейстеров - 5

Матросов 1 статьи - 24

Матросов 2 статьи - 12

Старшие юнги - 43

Барабанщики - 2

Флейтщик - 1

Бомбардиры и канониры - 9

Остальные - 14

 

Полный список офицеров:

1. Капитан - Александр Иванович Казарский, капитан-лейтенант.

2. Фёдор Михайлович Новосильский, флота лейтенант.

3. Сергей Иосифович Скорятин, флота лейтенант.

4. Дмитрий Петрович Притупов, мичман.

5. Иван Петрович Прокофьев, поручик корпуса штурманов.

 

 

Хронология боя

Три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» - крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам.
Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход».
Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони: несмотря на то, что были поставлены бом-брамсели, стаксели, лисели и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре, на одном из которых находился адмирал (Капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала. Противник обладал почти десятикратным превосходством в количестве орудий, не говоря уже об их калибре.

Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном мнении принять бой, несмотря на неравенство сил. По флотской традиции, первым говорил самый младший по чину, штурманский поручик И. Прокофьев.
Он высказался за то, чтобы вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать его, сцепившись с одним из неприятельских кораблей.
В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад.

 

Позже в своём донесении адмиралу Грейгу Казарский писал:

…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру.

В 2 часа 30 минут турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в вёсла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте для наблюдения, не разрешая стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды, чем вызвал замешательство команды. Видя это, он немедленно успокоил матросов, сказав: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают - они везут нам Георгия…» Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать вёсла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.

Первым атаковал трёхдеечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль хотел зайти в корму с тем, чтобы единственным продольным залпом решить исход боя. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», умело маневрируя, уклонился от первого залпа и сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдеечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге с громогласным «ура» открыли огонь из всех орудий и ружей.

В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели. Тем не менее, мачты оставались невредимыми и «Меркурий» сохранял подвижность. Из-за обстрела на бриге периодически возникали пожары, но матросы, ни на минуту не прерывая стрельбу, в считанные минуты заливали их водой.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и беспомощно повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.

Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму кораблю - «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» привёлся в бейдевинд и лёг в дрейф.

«Меркурий», получивший очень серьёзные повреждения и потеряв 10 человек экипажа (из 115) убитыми и ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему из Сизопол.

 

 

Награды

Бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом - вторым, после линейного корабля «Азов». Кроме того, указом императора предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, построенный по чертежам «Меркурия». Капитан Казарский и поручик Прокофьев получили орден Святого Георгия IV класса, остальные офицеры - ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины - знаки отличия военного ордена.
Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, который Казарский положил на шпиле возле крюйт-камеры. Согласно резолюции императора капитан-лейтенант Казарский, кроме всего прочего, был произведён в капитаны 2 ранга и назначен флигель-адъютантом.

 

 

Причины победы «Меркурия»

При численном сравнении военной мощи турецких кораблей и русского брига - 184 орудия против 20, даже не считая разницу калибров - победа «Меркурия» представляется совершенно невозможной, тем не менее при детальном анализе условий боя можно сделать вывод о том, что победа брига не является невероятным событием. По сравнению с турецкими кораблями, учитывая условия боя, «Меркурий» имел следующие преимущества:

Каждый из турецких кораблей мог стрелять только одним бортом, в то время как «Меркурий», имея противника по оба борта, мог использовать все имеющиеся орудия. Кроме того, при ближнем бою турецкие корабли не могли использовать погонные и ретирадные пушки, которых на каждом корабле было, вероятно, около десяти штук.

Карронады, бывшие на вооружении у брига, были эффективны в ближнем бою, а имея меньшие размеры, позволяли стрелять в более высоком темпе из-за относительной простоты перезарядки.

В течение всего боя турецкие корабли не могли занять траверзного положения относительно «Меркурия» как благодаря грамотному маневрированию брига, так и по причине малой дистанции - во избежание попадания ядер одного турецкого корабля в другой.

При нахождении близко, но немного позади «Меркурия» корабли, учитывая их обводы, могли прицельно стрелять только из восьми-десяти носовых пушек, поскольку в бортовых амбразурах пушки могут поворачиваться не более, чем на 15 градусов, в то время, как короткие карронады «Меркурия» имели бо́льшие возможности для прицеливания и могли вести огонь по рангоуту и такелажу противника. Таким образом, практически в течение всего боя, за исключением двух эпизодов, соотношение действующих стволов составляло 16 - 20 у турок против 18 у русских.

При близкой дистанции боя турецкие корабли могли попадать в более низкий борт «Меркурия» только после выстрелов с нижних деков.

В произошеднем полутора годами ранее Наваринском сражении был уничтожен весь турецкий флот, что существенно ослабило морские силы Турции и экипаж «Меркурия» столкнулся с гораздо менее опытным турецким экипажем.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Привезли абсолютно новые чайные сервизы китай разных оттенков.
Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...