Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» - военное судно на воздушной подушке.Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.
Строительство кораблей:Всего на феодосийском судостроительном заводе "Море" было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции.
Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.
Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц.
МДК «Краматорск», 1988 - 1999 ВМСУ.
МДК «Артемьевск», 1989 - 2005 ВМСУ.
МДК «Донецк», 1993 - 2008 ВМСУ.
МДК «122» 1989 - 2005 ВМФ РФ.
МДК «Евгений Кочешков»1991 - н.в. ВМФ РФ.
МДК «Мордовия», 1991 - н.в. ВМФ РФ.
МДК «Итаки», 2000 - н.в. ВМС Греции.
МДК «Керкира», 2003 - н.в. ВМС Греции.
МДК «Кефалония», 1994 - н.в. ВМС Греции.
МДК «119», 1991 - 2004 ВМФ РФ.
МДК «51», 1989 - 1997 ВМФ РФ.
МДК «Закинтос», 2000 - н.в. ВМС Греции.
Конструкция
Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках из полимерных композиционных материалов производства КТБ «Судокомпозит».
На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.
Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.
Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы.
Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями.
В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).
Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс).
Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами - с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.
Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Десантная вместимость
Высадка десанта в ходе учений Запад-2009
Корабль способен перевозить
3 основных боевых танка суммарной массой до 150 тонн
или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта.
или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн
или 8 плавающих танков.
Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).