Торпедный катер

Боевой катер

Маломерный боевой корабль
Торпедный катер — класс быстроходного, маломерного боевого корабля, основным оружием которого является торпеда.
Происхождение: по разным источникам, торпедные катера ведут начало или от изобретения морских мин вообще, или от самодвижущихся мин, позднее названных торпедами. С появлением мины встает вопрос о ее применении, а значит, и носителе.

Ранними торпедными катерами можно считать первые суда, вооруженные минами (конец XVIII — начало XIX вв). По второй версии, торпедные катера ведут начало с 1878 года.

История

Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776 — 1783 гг. Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в 1776 г против британского линейного корабля «Игл» (англ. HMS Eagle), а также англичанами в начале 1803 — 1805 гг, во время Наполеоновских войн, в попытке уничтожить флотилию вторжения.

В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором, пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1÷2 каб. За вторым случаем применения стоят изобретения американца Роберта Фултона.

Более строго, родоначальниками торпедных катеров являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова, тогда лейтенанта, впервые успешно применившие самодвижущуюся мину конструкции Уайтхеда 14 января 1878 г во время Русско-турецкой войны, против турецкого парохода «Интибах».

Первые торпедные катера имели водоизмещение 30÷100 т, скорость хода 12÷18 уз, вооружение 1÷2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5÷1,1 дюйма) или отсутствовало полностью

Опыт применения в первых конфликтах (1878 — 1905) выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при очень скромных затратах, а также недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и недостаточную мореходность, как и невысокие характеристики самих торпед.

Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения торпедных катеров: групповые атаки, ночью или при ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных водах (проливы, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости. То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:

  1. Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
  2. Упор на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом катера строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.

Первый путь привел к выделению нового класса кораблей — эскадренных миноносцев. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.

Второй — к появлению характерных черт собственно торпедных катеров, которые сохранились вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2÷4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21″ (533 мм), высокая скорость (30÷50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (12,7 ÷ 40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Первое успешное применение катеров такого типа состоялось во время Первой мировой войны, 7 апреля 1917 г. Это были английские катера фирмы «Торникрофт» (англ. Thornycroft). В литературе они упоминаются как «40-футовый катер» (англ. 40-ft Coastal Motor Boat; 40-ft CMB). Четыре СМВ в районе Остенде атаковали отряд немецких эсминцев и потопили один из них.

Их же, и следующий тип, «55-футовые катера» (англ. 55-ft CMB), применили 17 июня 1919 г против Балтийского флота Советской России. На Большом Кронштадтском рейде был потоплен стоящий на якоре крейсер «Олег». Затем 18 августа в Средней гавани был потоплен у стенки учебный корабль «Двина» (бывший крейсер «Память Азова»), поврежден линкор «Андрей Первозванный». Один катер (по другим источникам три) был потоплен огнем эсминца «Гавриил».

Типичные торпедные катера времен войны

Англия. Торпедные катера обозначались MTB (англ. Motor Torpedo Boat). MTB фирмы «Воспер» (англ. Vosper) имел скорость 37 уз, два 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 2-3 пулемета калибром 7,62 — 12,7 мм, до 4 глубинных бомб. Немецкий торпедный катер типа S-100 Германия.
Торпедные катера назывались нем. Schnellboot или нем. S-Boot. (Союзники их обозначали e-boat.) Тип S-26 имел следующие характеристики: водоизмещение 115 т, длина 34,95 м, скорость до 40 уз, вооружение два 533-мм торпедных аппарата (с двумя запасными торпедами) и два 20-мм зенитных автомата.

Советский торпедный катер проекта Г-5 имел водоизмещение 17 т, длину 20 м, скорость свыше 50 уз, был вооружен двумя 533-мм торпедами (в торпедных желобах) и двумя 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами.

США. Торпедные катера обозначались PT (англ. Patrol Torpedo boat). Катер типа PT 103 имел водоизмещение 50 т, длину 24 м, скорость до 45 уз, четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата, 12,7-мм пулеметы и 40-мм зенитные автоматы. Американский торпедный катер доставляет на берег спасённых. Гуадалканал, 1942

Тактика применения торпедных катеров оставалась прежней, и дополнялась лишь взаимодействием с другими силами — прежде всего авиацией и надводными кораблями, для повышения боевой устойчивости.

Однако когда вынуждала обстановка, катера действовали и самостоятельно, как например, в борьбе между США и Японией за Соломоновы острова. Кроме основной задачи, на катера временами возлагались дополнительные: разведка и дозор, высадка и эвакуация развед-диверсионных партий, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах.

Послевоенное развитие

С появлением ракетного оружия большинство стран прекратили строительство торпедных катеров в пользу ракетных. Немногие оставшиеся включали СССР, ФРГ, Норвегию, Швецию, Китай, Израиль.

Основным назначением катеров вместо атаки крупных кораблей стали патрульная служба, борьба с легкими силами и подводными лодками противника.

Некоторые их типы не несут противокорабельных торпед, а только противолодочные. Типичной также стала передача устаревающих катеров флотам «малых» морских стран. Например, немецкие катера перешли к Турции.

Послевоенный советский торпедный катер (проект 206) имеет водоизмещение 268 т, длину 38,6 м, скорость хода 42 уз, четыре 533-мм однотрубных торпедных аппарата (торпеды «53-56»), 2 спаренные автоматические артустановки АК-230 (30 мм).

Появились также катера со смешаным ракето-торпедным вооружением: Израиль (тип «Дабур»), Китай (тип «Хэгу»), Норвегия (тип «Хаук») , ФРГ (тип «Альбатрос»), Швеция (тип «Нордчепинг»).

К 2000 году в составе флотов мира остались 162 катера со смешаным ракето-торпедным вооружением, и 47 собственно торпедных катеров: Бангладеш — 1, Бирма — 10, Египет — 8, Израиль — 17, Россия — 5 (не считая морчасти погранвойск), Северная Корея — 6. Общая тенденция к исчезновению торпедных катеров из флотов в XXI веке сохраняется.

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий